• Главное
  • Новости
  • Мнение
  • Статьи
Видео
Погода
Реклама

Новости

Игорь Калетник: «Не надо путать упрощение таможенного контроля со вседозволенностью и хаосом, которые были раньше»


С главой Государственной таможенной службы Украины Игорем Калетником мы встретились спустя неделю после саммита глав таможенных служб стран-учасниц СНГ, который проходил в Ялте. Чтобы узнать, когда будет упрощен таможенный контроль на российско-украинской границе. И стоит ли верить аналитикам, которые предрекают, что с 1 июля, когда Таможенный союз заработает в полную силу, «афганский» поток наркотраффика пойдет через Россию в Украину...
С главой Государственной таможенной службы Украины Игорем Калетником мы встретились спустя неделю после саммита глав таможенных служб стран-учасниц СНГ, который проходил в Ялте. Чтобы узнать, когда будет упрощен таможенный контроль на российско-украинской границе. И стоит ли верить аналитикам, которые предрекают, что с 1 июля, когда Таможенный союз заработает в полную силу, «афганский» поток наркотраффика пойдет через Россию в Украину. Нас также интересовал вопрос о том, как таможня противостоит контрабанде оружия, которое поступает из стран-членов СНГ. Отвечая на вопросы в эксклюзивном интервью МАИР, главный таможенник страны рассказал и том, почему экономически выгодно перевозить китайский ширпотреб в Россию через Украину, а также когда и как изменится таможенное законодательство.

- Игорь Григорьевич, недавно в Ялте состоялся саммит глав таможенных служб стран-членов СНГ. Как достигнутые договоренности повлияют на работу Таможенной службы Украины?

- Прежде всего, для Украины это дало возможность серьезно расширить взаимодействие с нашими коллегами-таможенниками из стран-членов СНГ. Подписан ряд совместных соглашений, как многосторонних, так и двусторонних. Они дадут возможность быстрого информационного обмена. Потому что обмен информацией - это понятие расширенное, а мы его конкретизировали, определили методику, технологию того, каким образом будет передаваться информация, что в ней должно быть. Немаловажно и то, что мы обговорили вопрос взаимодействия в правоохранительной сфере. Правда, в пределах той компетенции, которую мы можем себе позволить. К сожалению, на пост-советском пространстве Государственная таможенная служба Украины - единственное ведомство, которое не наделено правом оперативно-розыскной деятельности. Но мы  провели переговоры, которые дадут возможность в ближайшее время выйти на определенные соглашения в правоохранительной сфере. В первую очередь, для того, чтобы более эффективно выявлять предметы контрабанды, которые носят общественную опасность: ядовитые и наркотические вещества, оружие и т.д.

- Решен ли вопрос об организации совместного таможенного контроля на украинско-российском участке границы?

- С нашими коллегами-россиянами была достигнута договоренность о том, что будет проведен ряд мероприятий по упрощению таможенного контроля и организации совместного контроля на границе. Это очень важное событие для нашей страны. Еще год назад Россия вообще сняла этот вопрос с повестки дня. Тогда российская сторона четко заявила, что в их законодательстве отсутствуют любые нормы и положения, которые бы позволяли проведение совместного контроля на границе. На встрече в Ялте мы обсудили все положения, и нашли форму, по которой можем осуществлять совместный контроль.

Если с поляками в понятие совместный контроль мы вкладываем, в том числе, работу в одном пункте пропуска на территории польской стороны, то с российской стороной мы в это понятие на первом этапе вкладываем синхронизацию работы наших и российских пунктов пропуска, чтобы они работали одновременно. А также взаимное использование информации о результатах таможенного контроля и таможенного оформления. Таким образом, та или иная сторона может использовать результаты проведенного контроля, что значительно сократит время его прохождения.

- Когда этот проект начнет работать?

- В ближайшее время этот механизм отработают окончательно эксперты, после чего будет подписано двустороннее соглашение. Я надеюсь, что в начале августа мы сможем в этом формате уже начать работать и практически использовать все эти направления.

Кроме того, мы договорились с нашими соседями по молдавскому направлению о нашей совместной встрече. 8 июля в Одессе состоится встреча глав таможенных служб Молдовы и Украины. Будет обсуждаться ряд вопросов международного сотрудничества, обмена информацией. Представители таможенной службы Молдовы предлагают предоставить перечень субъектов внешнеэкономической деятельности, которые аккредитованы в Молдове и осуществляют таможенное оформление согласно действующему законодательству с уплатой всех надлежащих налогов на территории этой страны и которые являются импортерами с украинской стороны либо осуществляют транзитное перемещение грузов. И по которым отсутствуют данные относительно незаконного перемещения ими грузов. Молдову очень волнует приднестровский сегмент границы. По их мнению, территория Приднестровья используется для формирования незаконных партий грузов, которые потом перемещаются на территорию Украины и Молдовы вне пунктов пропуска.

- О каких грузах идет речь?

- Это различные товары народного потребления, а также сигареты, спирт, мясопродукты, рыба. То есть вся номенклатура товаров, которые пользуются спросом на территории Молдовы и Украины. Поэтому мы планируем выработать концепцию, которая позволит оперативно реагировать по имеющимся у нас материалам, чтобы анализируя риски, понимать возможность совершения правонарушений тем или иным субъектом внешнеэкономической деятельности. И не только в экономическом направлении, но и в том, что касается нарушения таможенных правил и уголовных преступлений.

Оговорим и вопросы работы наших пунктов пропуска на укранско-молдовском участке границы.

- Несколько лет назад наиболее серьезной проблемой на этом участке границы была контрабанда оружия. Изменилась ли ситуация сейчас?

- Вы говорите о приднестровском направлении?

- Да. Я наслышана об этой проблеме от представителей отечественной спецслужбы.

- Проблема контрабанды оружия никогда не снималась ни в одном государстве. Ни в Украине, ни в России, ни в странах Европы. Что касается Приднестровья, то там остались большие военные базы еще со времен Советского Союза. Что с ними произошло после вывода армий, мы не можем знать точно, хотя к нам поступает различная информация. Но соответствующие меры по противодействию контрабанде оружия в пределах компетенции таможенная служба, безусловно, предпринимает.

- Можно ли сказать, что часть оружия все-таки попадает на территорию Украины?

- Я бы не делал сейчас таких заявлений. У нас хватает собственного оружия. Достаточно и своего потенциала для использования, приобретения и распространения оружия. Взять хотя бы тему ввоза наградного оружия из Грузии, в том числе, пистолетов известных производителей, которые являются оружием спецназа и т.д.

- Назовите, пожалуйста, общую цифру такого наградного оружия.

- Она в десятки раз превышает цифру ввезенного наградного оружия из других стран, вместе взятых. И когда этот процесс набирает такие значительные обороты, то он должен вызвать заинтересованность правоохранительных органов.

- А Вы знаете, кто и за что был награжден?

- Этот вопрос не в компетенции Таможенной службы Украины.

- Возвращаясь к вопросу об оружии из Приднестровья, все-таки увеличился этот поток или уменьшился?

-  Сегодня нет оснований говорить, что этой контрабанды стало больше или меньше, и что массово оружие перемещается из Приднестровья в Украину.

- Игорь Григорьевич, когда я общалась с Вашим российским коллегой Андреем Бельяниновым, он подчеркнул, что особое внимание на украино-российском участке границе уделяется наркотикам. Кроме того, некоторые аналитики прогнозируют, что с 1 июля, когда в полную силу заработает Таможенный союз, наркотрафик увеличится и пойдет через Россию в Украину. Вас не тревожат подобные прогнозы?  

- По неофициальным данным, в Украине каждый год число наркоманов увеличивается на 45 тысяч человек. Вас не настораживает эта цифра? Если в 1990-е годы были «популярны» низкокачественные опиаты (маковая соломка, вытяжки экстракта и т.д.), то сегодня речь идет о том, что на территорию Украины начали стабильно поступать «тяжелые» наркотики. В первую очередь, кокаин. За прошлый год его изъято значительное количество, но небольшими партиями – где-то по 2,5 килограмма. Завозится также героин. Не говоря уже о психотропных препаратах. Это вообще очень распространено. И мы, как обычные граждане Украины, знаем, что во многих ночных клубах бармены открыто предлагают экстази и другие виды сильнодействующих психотропных препаратов.

Сегодня можно сказать, что Украина превращается из транзитной в страну, которая все больше употребляет наркотики. Если раньше Балканский путь наркотрафика использовался, чтобы переместить наркотики в страны Европы, то сейчас их огромное количество пользуется спросом на территории нашей страны. Но этой проблемой должно заниматься Министерство внутренних дел. Если же говорить о границе, то в рамках компетенции Государственной таможенной службы и Службы безопасности Украины изымается значительное количество наркотиков, психотропных препаратов. В таможенной службе работают очень опытные специалисты, которые этим направлением занимаются. Но его можно было разделить на две части. Практически в девяти случаях из десяти таможенники научились распознавать тех, кто употребляет наркотики. Наблюдая за их поведением, реакцией, осуществляют личный досмотр либо повторный, во время которого всегда выявляются наркотики. Но это от 2 до 10 грамм.

- Наверняка, они их везут для себя. А как быть с наркокурьерами, которые не являются потребителями?

- Второе направление наиболее сложное – это наркокурьеры, которые, как Вы правильно заметили, в большинстве случаев не являются наркозависимыми. Говоря о курьерах, я бы не выделял отдельное физическое лицо. Наркотики перевозятся на легковых автомобилях в специально оборудованных тайниках или на морских судах среди партий товаров. И это может быть не одна сотня килограммов.

- Какие-то конкретные случаи можете вспомнить?

- Случаев было много. Но самые большие партии, которые выявляли таможенники – это 3 тонны гашиша в Закарпатской области, 600 килограммов кокаина на одном из судов в Севастополе и 202 килограмма героина в Одессе в двойной стенке фуры.

К сожалению, таможенным органам не хватает полномочий, чтобы эффективно бороться с контрабандой наркотиков. Наши коллеги из других стран, которые проводят контролируемую поставку наркотиков, не имеют права с нами делиться оперативными данными, потому что мы не являемся субъектами получения такой информации. Таким образом, эта контролируемая цепочка либо разрывается на территории Украины, либо таможенники сами выявят незаконный груз. Либо он перейдет в страны Европы, если не осядет на нашей территории, а коллеги дальше будут продолжать свои соответствующие гласные и негласные мероприятия. Поэтому мы это направление определили как одно из ключевых и чрезвычайно важных. Подразделения по борьбе с контрабандой наркотиков увеличены в три раза. Кинологический центр мы хотим поднять на качественно новый уровень. В таможенной службе есть более 100 собак, мы планируем изменить их подготовку, для этого сейчас проводим консультации с кинологическим центром пограничной службы, который находится в Хмельницком. Это очень эффективное подразделение.

И самая главная задача, которую мы решили - это комплектация подразделений по борьбе с контрабандой наркотиков не по остаточному принципу. Туда пришли специалисты, которые имеют огромный опыт работы именно в этом направлении.

- Только эти подразделения комплектовались по остаточному принципу?

- К сожалению, по остаточному принципу раньше комплектовались и подразделения таможенной стражи. Отсюда и отсутствие результатов ее деятельности. Работа этого подразделения переместилась в пункты пропуска. Но она должна осуществляться вне пунктов пропуска. В последние годы таможенная стража начала подменять подразделения по борьбе с контрабандой и дублировать их функции. Поэтому по каждому из этих направлений мы проводим систематизацию обязанностей, которые возложены на службы.

И, конечно, необходимо проводить глубокий анализ товаров прикрытия, поставки тех или иных товаров из нетрадиционных стран, либо нетрадиционного происхождения. Когда транзит какого-нибудь товара из стран группы риска не выгоден ни по логике своего маршрута, ни по экономической целесообразности. Над этим должны работать аналитики. Такие группы уже созданы.

- Если говорить об экономической целесообразности, почему, с Вашей точки зрения, китайский ширпотреб в Россию везут через Украину? Зачем так замысловато выстраивать маршрут перемещения, если многие украинские импортеры заявляют, что таможня остановила весь бизнес и не дает никому нормально работать?

- Никто ничего не останавливал. Все, что мы делаем - это переходной период дальнейшей динамики усиления контроля и взыскания налогов. Мы можем с Вами посмотреть все в цифрах. Например, возьмем Одессу. В среднем за месяц в первом квартале с одного судна собирали платежи в размере 850 тысяч гривен. В мае с такого же судна уже платится 4,7 млн. В первом квартале было оформлено 12 суден, с аналогичной группой товаров и было взято с каждого судна по 850 тысяч. В апреле-мае оформлено 8 суден, но уплачено налогов с одного судна в среднем 3,8 млн. гривен. Разница в 2 миллиона 950 тысяч.

- Почему меньше оформляют?

- Меньше хотят платить. К примеру, теплоход Ali Osman стоит в Одессе два месяца, а Lucky Port – полтора месяца. Кстати, на днях пришло письмо от капитана Ali Osman, который просит порт разгрузить судно. Поскольку он считает, что владельцы груза специально удерживают товар и не подают на оформление.

Отвечая на Ваш вопрос о России, скажу лишь одно. Таможенное оформление  одного контейнера товаров народного потребления в России будет стоить на сегодняшний день 40-50 тысяч долларов. В Украине - меньше в два раза. Еще три месяца назад было 5-7 тысяч долларов за контейнер. До тех пор, пока не сравняются цены Украины и России, такой сложный маршрут будет выгоден субъектам внешнеэкономической деятельности, которые в России занимаются соответствующим бизнесом. Вы вдумайтесь в саму суть вопроса. В Украину завозится товар, предназначенный для рынка России. Он не остается на территории нашей страны, при этом платятся налоги в полном объеме, а потом эти товары разными способами пробуют переместить на территорию России. Как правило, он перевозиться мелкими партиями. Часть идет вне пунктов пропуска, по так называемым «зеленым участкам» границы. Этот вопрос мы обсуждали с российскими коллегами, которые предпринимают определенные меры, чтобы такой товар вовремя задерживать. Точно так же, как мы применяем определенные меры, чтобы не допустить попадания товаров, которые идут вне пунктов пропуска со стороны Приднестровья.

Еще часть товаров, следующих в Россию, пытаются оформлять в режиме «транзит», но под другим наименованием. Попытки подобные есть. Мы регулярно задерживаем такие грузы.

- Какие товары везутся подобным образом?

- В основном одежда, обувь, бытовая техника, дорогая косметика и т.д.

- Министр транспорта Константин Ефименко инициирует упрощение процедуры контроля грузов и судов в портах. По его мнению, в настоящее время из-за длительной процедуры оформления и досмотров контейнеров сроки их пребывания в порту увеличиваются. Таким образом, судовладельцы и грузовладельцы несут дополнительные убытки, что напрямую сказывается на динамике перевалки транзитных грузов. Вы согласны с такой оценкой работы таможни?

- Я бы хотел, чтобы должностные лица, когда в своих выступлениях ссылаются на таможню, оперировали цифрами. А цифры свидетельствуют о том, что никакого увеличения времени оформления контейнеров нет. В таможенной службе очень четко фиксируется момент подачи к оформлению и окончание самого оформления. Мы проанализировали данные статистики, и можем сказать, что количество досмотров контейнеров у нас не увеличилось по отношению с прошлым годом. Например, в зоне деятельности Южной таможни уменьшение количества таможенных досмотров транзитных контейнеров в текущем году составило 2,7 %.

Если говорить о контейнерах, которые перевозятся на морских судах, то в апреле текущего года оформлено на четыре тысячи тон больше, чем за аналогичный период прошлого года, а мае – на две тысячи тонн.

Есть много факторов, которые влияют на транзит. К примеру, несмотря на то, что недавно была на законодательном уровне урегулирована процедура трансшипмента в портах, пока не наблюдается его увеличения. Хотя таможня со своей стороны сделала все возможное для упрощения этой процедуры. Но по информации операторов крупных контейнерных Линий, причина, прежде всего, заключается в значительном отличии тарифных ставок в сравнении с таким портом, как Констанца в Румынии.

Кроме того, основные объемы транзита Украина получает не за счет контейнерных перевозок в портах, а благодаря перевозке грузов железнодорожным транспортом из России, Белоруссии, стран Средней Азии. В этом году, как и в прошлом, объемы таких транзитных перемещений существенно снизились.

 - Эксперты, которые занимаются вопросами логистики, утверждают, что на транзит непосредственно влияет отсутствие гибкой тарифной политики на территории Украины. Например, в России железнодорожный тариф на грузоперевозки в направлении российских портов для экспортных грузов снижен на 30-40%. А в Украине за последние несколько лет более чем на пятьдесят процентов увеличились размеры целевых портовых сборов и плат за услуги, предоставляемые судам загранплавания. Естественно бизнес выбирает более привлекательные условия для транспортировки товаров…

- Почему бы Вам не поинтересоваться мнением по этому поводу министра транспорта? Ведомство, которым он руководит, как раз и занимается вопросами тарифной политики.

Что же касается работы таможенной службы и оформления товаров в импорте, то сегодня действительно применяются соответствующие меры по усилению контроля над декларированием товаров, и каждый, кто имеет намерение уплатить налоги, спокойно оформляется. Перед таможенной службой стоит задача наполнения бюджета, а не пропуск на территорию государства дешевых импортных товаров, тем более, без уплаты налогов. Мы заинтересованы в том, чтобы упрощать любые порядки, но субъекты внешнеэкономической деятельности должны понять: платить налоги все равно придется. Например, по прошлому месяцу не уплачены налоги за газ. То есть перестали платить, не дождавшись того, чтобы закон вступил в силу. В этом месяце уже накачали миллиард кубометров, теперь в июле будем думать: уплатят они налоги или нет.

Вообще, все, что касается скорости и упрощения таможенного контроля, не надо путать со вседозволенностью, хаосом и разбалансированностью, которые были раньше. Да, действительно, мы вникаем в каждую деталь. И сто сотрудников Департамента анализа рисков ежедневно мониторят все границы. Если мы хотим, чтобы развивалась экономика страны, то должны жестко контролировать товары, которые заходят в Украину. Только тогда Министерство экономики сможет планировать развитие внутреннего рынка, увеличение и уменьшение квот на пропуск тех или иных товаров, возможность импорта и экспорта того или иного сырья.

Почему официальные дилеры всем довольны и благодарят таможню? По одной причине: они могут заложить  рентабельность в несколько процентов, но будут  уверены, что получат прибыль. Они точно знают, что таможня не откроет на границе шлагбаум в сговоре с другими правоохранительными органами и за одну ночь не пропустит несколько тысяч тонн мяса.

Как видите, все просто. Мы не придумываем никакого велосипеда. Задача только одна - начать выполнять те приказы и правила, которые существуют, и те, которые были составлены нашими предшественниками. А менять законодательство будем через несколько лет, когда придем к четкому выполнению всего, что существует. Систематизируем, покажем каждую группу товара. У нас ведь теперь каждый день появляется новая группа товаров, которых раньше не было в базе. Да, сегодня в магазинах наблюдается дефицит некоторых товаров…

- Правда? Честно говоря, не заметила. Что же пропало из наших магазинов?

- Нет дорогой бытовой техники, фотоаппаратов, видеокамер, плазменных телевизоров, ноутбуков.

- В этом тоже виновата таможня?

- Говорят, что да. Но на самом деле речь идет лишь об одном. Владельцы магазинов, торгующих такой техникой, закладывали сумму уплаченных налогов в доход? Наверняка закладывали. Тогда пусть платят налоги, и никакого дефицита не будет. А цена на рынке не поднимется. Но они же стремятся получить сверхприбыль за счет государства. А потом мы ищем, где взять деньги на социальные программы для незащищенных слоев населения. Вот они эти деньги, здесь! Не выгодно вам возить - не возите. Заработает внутренний рынок.
    Автор:  Татьяна Бодня
    Источник:  http://www.mair.in.ua

Вернуться в раздел

Материалы по теме:


Комментарии:

Вход по email
Забыли пароль?
Восстановление пароля
Вы не робот?
поменять
картинку
Введите свой адрес электронной почты или номер телефона, указанный при регистрации. Затем нажмите кнопку "Восстановить".
отмена
Подтверждение номера телефона
Мы отправили на ваш номер телефона СМС с кодом подтверждения. Пожалуйста, введите данный код в поле ниже и нажмите кнопку «Подтвердить»
Восстановление пароля
На ваш адрес электронной почты мы выслали код подтверждения, введите этот код в поле ниже, введите новый пароль, его подтверждение и нажмите кнопку «Установить пароль». Код подтверждения действителен в течение 10 мин.
На ваш номер телефона мы отправили SMS с кодом подтверждения, введите этот код в поле ниже, введите новый пароль, его подтверждение и нажмите кнопку «Установить пароль». Код подтверждения действителен в течение 10 мин.
отмена
Регистрация успешно завершена!

Данная страница будет
обновлена через 2 сек.

обновить страницу

Авторизация прошла успешно!

Данная страница будет
обновлена через 2 сек.

обновить страницу

Пароль успешно изменен!

Данная страница будет
обновлена через 2 сек.

обновить страницу

Неизвестная ошибка!

Произошла неизвестная ошибка.
Обновите страницу и попробуйте заново!

обновить страницу

Авторизация/вход