• Главное
  • Новости
  • Мнение
  • Статьи
Видео
Погода
Реклама

Новости

Игорь Калетник: Таможня должна регулировать импорт, учитывая интересы национального производителя


Государство должно знать ввозимое в страну! Поэтому, сегодня таможенная служба направляет усилия на наполнение базы данных Гостаможслужбы достоверной информацией, для того чтобы мы могли видеть объективную картину импорта по всем видам товаров и соответственно выступать эффективным регулятором. Мы провели так называемую «инвентаризацию» существующих процессов. Мы увидели существующие проблемы и знаем как их решать...
19 июля Председатель Гостаможслужбы Украины Игорь Калетник подвел итоги деятельности службы за 6 месяцев и представил общественности перспективные направления работы ведомства. В частности, были проанализированы такие направления: борьба с контрабандой, в том числе тяжелыми наркотиками, противодействие коррупции, контроль за достоверностью декларирования, этапы внедрения «Электронной таможни» и подготовка к Евро-2012.

В частности, Игорь Калетник отметил: «Таможенная служба Украины сегодняшнего дня - это мощный и в то же время, очень тонкий государственный механизм.

Таможня сегодня обеспечивает нормальное развитие международной торговли, содействие добросовестной конкуренции. Одновременно, таможенная служба, в пределах полномочий, способна стимулировать внутреннее производство в Украине, обеспечить рост отечественной экономики и благосостояния страны.

Это не новые сентенции. И в глобальном плане мы, по сути, не изобретаем ничего нового.

Каждое государство видит основной задачей таможни обеспечения безопасности внутреннего рынка и стабильного экономического развития. Исторически государства стремились уменьшить импорт и увеличить экспорт. А это можно было сделать только благодаря стимулированию с помощью таможни роста внутреннего производства.

Однако мы хотим показать (и мы уже это делаем!) Реальные возможности таможенной службы Украины, которая: во-первых, должна эффективно выполнять задачи, которые сегодня стоят перед ней, во-вторых, стать инструментом регулирования не только внешней торговли, а внутригосударственных экономических процессов.

Мы хотим донести до общества, роль таможни в социально-экономическом развитии государства намного весомее, и не сводится лишь к наполнению государственного бюджета.

Эволюция задач государства обусловливает соответствующие функции таможни. С учетом условий, в которых развивались страны, отдельные функции таможенных служб имеют приоритетный характер.

Например США, основная функция - правоохранительная, включая борьбу с терроризмом, незаконной миграцией, защиту национальной экономики, защита окружающей среды и здоровья граждан, сохранения культурного наследия.

Во Франции, основная функция таможенной службы - защита национальной экономики от неблагоприятного воздействия импорта и стимулирования экспорта.

Великобритания - сбор и администрирование налогов, в т.ч. акцизов, защита страны от контрабанды наркотиков и опасных товаров, защита окружающей среды путем администрирования соответствующих налогов.

Соответственно все указанные функции таможни присущи и таможенной службе Украины. Однако экономические реалии сегодняшнего заставляют нас в первую очередь, акцентировать внимание на фискальной функции и защите отечественного рынка.

Это отметил и глава государства.

Руководством Гостаможслужбы были приняты целый ряд неотложных мер с целью увеличения поступлений в Госбюджет.

В частности:
  • Усиление контроля за полнотой и достоверностью декларирования товаров;
  • Внедрение единого подхода к определению таможенной стоимости и обеспечения декларирования действительной таможенной стоимости;
  • Создание единых условий таможенного оформления для всех субъектов ВЭД;
  • Обеспечение системной работы в борьбе с контрабандой;
  • Эффективное противодействие коррупции в таможенных органах.
Об эффективности принятых мер свидетельствует следующее: без учета импорта газа, в 2010 году поступления в бюджет увеличен почти на 10 млрд. грн.). Мы ярко видим тот темп, который набрала таможенная служба в конце марта 2010.

При этом, следует учесть, что произошло резкое падение импорта газа (платежи от которого в 1-м полугодии 2009 года составили 12 млрд. грн, или 31,4% от общей суммы, а также вступления в силу Закона Украины, которым импорт газа освобождены от НДС)

Однако, несмотря на это, в результате принятых таможенной службой мероприятий таможенные органы смогли мобилизовать таможенные платежи за счет других товаров, в частности:
  • топливно-энергетических (удельный вес в поступлениях - 21%) - увеличение платежей на 48%;
  • машин, оборудования и транспорта (удельный вес в поступлениях - 24%) - увеличение платежей на 29%;
  • продукции химической промышленности (удельный вес в поступлениях - 17%) - увеличение платежей на 44%;
  • металлы (удельный вес в поступлениях - 8%) - увеличение платежей на 50%;
  • продовольственные товары и сельскохозяйственная продукция (удельный вес в поступлениях - 15%) - увеличение платежей на 15%.
Также, произошел рост на 29% сумм условно начисленных налогов на товары, освобожденные от налогообложения в соответствии с Законами Украины.

(Давальческое сырье, запасы потребления, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, международная техническая помощь, гуманитарная помощь, инвестиции)

В частности увеличение произошло на такие товары:
  • Товары, ввозимые из стран, с которыми подписаны соглашения о свободной торговле (с 3,5 до 4 млрд. грн.)
  • Лекарственные средства и товары медицинского назначения (с 1,8 до 2,1 млрд. грн.)
  • Энергосберегающее оборудование (до 800 млн. грн.)
За 6 месяцев сумма условно начисленных платежей составляет 6,9 млрд. грн, что составляет 15% от общей суммы начисленных налогов.

Таможенная служба ежедневно перечисляет в Госбюджет в среднем 344,3 млн грн, тогда как в 1-м квартале 2010 года 261 млн. грн, а во 2-м кв. 2009 215 млн. грн.

В течение первого полугодия 2010 года Гостаможслужбой реализован ряд мероприятий по контролю за правильностью определения таможенной стоимости.

Результатом этих мероприятий стало установление реального уровня таможенной стоимости импортируемых товаров, увеличение базы налогообложения и соответственно рост дополнительных поступлений в бюджет.

Во второй квартале 2010 года увеличен таможенную стоимость товаров по сравнению с I кв. на 63%, чем обеспечено дополнительное поступление платежей в сумме 1,3 млрд. грн. (Более чем в I кв. На 69%).

За I полугодие 2010 года таможенную стоимость увеличена на 62% по сравнению с I полугодием 2009 года, дополнительные поступления за счет корректировки таможенной стоимости составили 2,1 млрд. грн. (Более чем в I полугодии на 80%).

Следует отметить, что удельный вес таможенных платежей (38,5 млрд. грн.) В структуре поступлений государственного бюджета Украины (120 млрд. грн.) За полугодие составила 32%.

Тогда как во Франции - 20% (происходит в основном за счет внутренних акцизов и НДС, уплату которых контролирует таможня), в Китае - 12%, в США - менее 1%.

Вместе с тем, надо сказать, что таможенная служба Украины - не только фискальный орган, таможенная служба - это мощный регулятор! Причем, таможня должна стать эффективным инструментом регулирования не только внешней торговли, но и экономических процессов, происходящих внутри страны.

В зависимости от того, какую логику в деятельность таможни мы вкладываем, такой результат и получим! И от этого зависит очень много важных для государства и общества вещей.

Перекрытию контрабандных каналов, максимальное предотвращения ввоза товаров по так называемым «серым» схемам с занижением таможенной стоимости и уклонением от уплаты таможенных платежей в полном объеме.

Это первоочередные задачи!

В итоге это должно предоставить мощный импульс к развитию внутреннего производства, создать условия для свободной конкуренции на рынке и появления новых рабочих мест (решение социальных вопросов и снятия социального напряжения.

Укрепление позиций внутреннего рынка, в свое очередь, предоставит дополнительные поступления в бюджет, увеличит экспорт нашей продукции (вновь же принесет дополнительные поступления в бюджет), создаст привлекательные условия для привлечения в Украину иностранных инвестиций.

Приоритет - максимальная защита отечественного производителя, страхование его от внешнего негативного влияния.

Таможенное регулирование неотъемлемая составляющая построения конкурентоспособной экономики.

Таможенная служба способна регулировать ввоз товаров, которые производятся в Украине и которые не производятся в зависимости того при каких условиях национальному производителю будет больше пользы.

Ограничение импорта товаров, производимых в Украине, таким образом повысить конкурентоспособность отечественных товаров.

Показательным примером является ситуация с отечественными производителями и объединениями производителей (легкой промышленности и т.д.), которые обращаются к таможенной службы с целью установления реальной таможенной стоимости на импорт готовой продукции.

Поэтому отечественный производитель не мог на равных конкурировать с импортными товарами, которые являются более дешевыми и не всегда качественными.

Кроме того, за счет ограничения дешевого импорта готовой продукции появляются условия для создания новых рабочих мест и занятости населения. Также, как пример, в Украине ежемесячно импортирует 30 000 тонн мяса.

Спрашивается, почему Украина, имея все необходимые условия для собственного производства, но и в перспективе и для экспорта, не может на равных конкурировать с импортными мясопродуктами.

Государство довольно гибкую систему тарифных и нетарифных мер регулирования. частности, несколько видов пошлины и определенные запреты относительно качества импортируемых товаров и их безопасности для населения.

Однако, данная система фактически не действовала результате широкомасштабной контрабанды, в том числе на западном и южном рубежах.

В настоящее время, таможня влияя на импорт продовольственных товаров, производимых в Украине, создает условия для стимулирования внутреннего производителя.

В частности, вследствие перекрытия контрабандных путей ввоза мясопродукции, установление достоверной таможенной стоимости на легальный импорт мяса, импорт существенно снизился (I кв. 2010 года - 100 тыс. тонн, во II кв. - 65 тыс. тонн).

В то же время, при стабильном спросе и потреблении мяса внутри страны, экспорт увеличился (I кв. 2010 года - 4 тыс. тонн, во II кв. - 25,5 тыс. тонн, в основном за счет экспорта мяса птицы - 16,6 тыс. тонн).

Также, по прогнозу Госкомстата в 2010 году производство мясопродуктов в Украине должно увеличиться на 8% (на 156 тыс. тонн). Таможня определенно может сделать рынок более цивилизованным и качественным.

Несмотря на отсутствие статуса правоохранительного органа и права на осуществление оперативно-розыскной деятельности и досудебного следствия, таможенные органы имеют значительные достижения в направлении противодействия контрабанде.

За 6 месяцев 2010 году таможенными органами возбуждено 192 уголовных дела на сумму 216 млн. грн. (В 2009 году 172 уголовных дела на сумму 189 млн. грн) - увеличение по количеству дел - 12%, по сумме - на 14%.

Необходимо также учитывать, что размер, необходимый для квалификация деяния как преступление в 2009 году был на уровне 302,5 тыс. грн, в 2010 - 434,5 тыс. грн. Нами фактически остановлено контрабанду, которая осуществлялась за незаконного содействии работников таможни.

Государственной таможенной службой налажено тесное взаимодействие с правоохранительными органами с целью комплексного противодействия незаконному перемещению товаров, а особенно наркотических средств.

Учитывая общественную опасность контрабанды наркотиков, противодействие ей находится на постоянном жестком контроле в таможенной службе.

Принят ряд мер по кадровому укреплению и повышению эффективности работы подразделений борьбы с незаконным перемещением наркотических средств.

Свидетельством эффективности действий Гостаможслужбы является выявление 30 июня 2010 в Одесском порту 150 кг, а 3 июля 2010 - 582 кг кокаина, скрытого в грузе, который перемещался из Боливии в адрес одной из киевских фирм.

В то же время, Гостаможслужба Украины инициировала вопрос о декриминализации товарной контрабанды (в настоящее время сумма, необходимая для квалификации деяния как контрабанда - 434 500 грн).

Предлагается оставить в числе уголовно наказуемых деяний только контрабанду наркотиков, оружия, исторических и культурных ценностей, отравляющих, сильнодействующих веществ, стратегических сырьевых товаров.

Вследствие отсутствия права на осуществление оперативно-розыскной деятельности таможенные органы объективно не в состоянии установить лицо, совершившее преступление.

Следовательно, таможенные органы вынуждены возбуждать уголовные дела по факту совершения преступления, а не относительно лица.

Такие дела обычно бесперспективны (из 98 дел по товарной контрабанде, возбужденных в 2010 году, в суд доказано только 3 дела на 5,3 млн. грн.)

Расследование растягивается на долгие месяцы, за какие товары теряют свою рыночную стоимость, теряется доказательная база, и таким образом результативность работы таможенных и других органов сводится на нет.

Зато, декриминализация незаконного перемещения товаров должно обеспечить быстрое и неотвратимое привлечение к административной ответственности.

Таможня фиксировать административное правонарушение, изымать незаконно перемещаемых товарах, и в максимально короткий срок (до 10 дней) передавать дело о нарушении таможенных правил в суд.

В свою очередь «честный» судья (а мы верим, что правосудие в нашем государстве должна осуществляться в строгом соответствии с законом - мы к этому должны прийти) должен принять законное и обоснованное решение в интересах государства, т.е. конфисковать изъятые товары.

Таким образом, в 10-дневный срок государство должно получить эти товары и реализовать их, получив дополнительные существенные поступления в бюджет.

На сегодняшний день стоимость товаров - предметов контрабанды, по которым за 6 мес. 2010 возбуждены уголовные дела, составляет 215,5 млн. грн.

Это та сумма, которую может получать Госбюджет за полгода (за весь 2009 год стоимость товаров - предметов контрабанды 446 млн. грн по 318 делам.

Что касается противодействия административным правонарушением, за 6 месяцев 2010 года таможенными органами заведено почти 13 тыс. дел о нарушении таможенных правил на сумму 670 млн грн, изъято товаров на сумму 243 млн. грн. (В 8,5 тыс. делам)

Судами конфисковано товаров на сумму 47,5 млн. грн. Однако, не применена конфискация на сумму 82 млн. грн. Закрыт судами дел - еще на 51 млн. грн.

Анализ практики рассмотрения дел судами свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев решение о конфискации принимается в делах, где стоимость предметов правонарушения является сравнительно небольшой (до 8 тыс. грн).

При этом, по делам, где стоимость предметов правонарушения является существенной (от 80 тыс. грн и более 400 тыс. грн), судами обычно конфискация не применяется.

То есть, чем выше стоимость предмета правонарушения, тем больше вероятность вынесения судом решения, не соответствует общественной опасности совершенного нарушения.

Поэтому, такая ситуация требует немедленного вмешательства со стороны высшего руководства государства. Подытоживая, следует отметить, что сделано и что изменилось за это время? И к чему мы идем?

В течение долгих лет существовала практика, когда в центральную базу данных таможенной службы заносилась недостоверная информация о наименовании, стоимость и другие характеристики товаров на основании документов, представленных субъектами внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, база данных, которая есть в распоряжении таможенных органов, это информация о представленных документах, а не о ввезенные товары. Значит, к этому времени государство (в лице таможенных органов) не знала, что ввозится в страну.

Для государства, которое себя позиционирует как сильное государство, которое заботится о благосостоянии и безопасности своих граждан, закончилась игра вслепую.

Государство должно знать ввозимое в страну!

Поэтому, сегодня таможенная служба направляет усилия на наполнение базы данных Гостаможслужбы достоверной информацией, для того чтобы мы могли видеть объективную картину импорта по всем видам товаров и соответственно выступать эффективным регулятором.

Мы провели так называемую «инвентаризацию» существующих процессов. Мы увидели существующие проблемы и знаем как их решать.

У нас есть цель (благосостояние страны), четкий план действий (привлечение подразделений с целью обеспечить противодействие контрабанде, достоверность декларирования, реальную таможенную стоимость), конкретных шагах, которые нам необходимо сделать.

И мы готовы аргументировать каждый наш шаг.

Таможенная служба должна отойти от практики, сложившейся в последние годы, и перейти к совершенно иных тенденций. Мы увидели, что не только производители, но и импортеры, которые привыкли работать в правовом поле, стремятся честной конкуренции.

Мы остановили «черную» контрабанду товаров и таким образом способствуем добросовестной конкуренции на рынке. Причем, для честных импортеров ситуация несомненно изменилась к лучшему. Они сразу же ощутили на себе, когда перекрыли контрабанду бытовой техники.

Импорт начал выходить из тени!

Увеличились объемы ввоза:
  • Ноутбуков в 9 раз (в I кв. 2010 года - 2,7 тыс. штук, во II кв. - 25 тыс. шт);
  • Плавсредств (длиной не более 7,5 м) в более чем 3 раза (в I кв. 2010 года - 52 тыс. штук, во II кв. - 170 тыс. шт);
  • Бытовых холодильников в 8 раз (в I кв. 2010 года - 754 тыс. штук, во II кв. - 6 млн. шт.), По сравнению с 2009 годом - в 5 раз;
  • Цифровых камер в 7 раз (в I кв. 2010 года - 155 тыс. шт. Во II кв. - 21,5 тыс. шт.)
Импортер отныне не должен зависеть от недобросовестных конкурентов, которые ввозили товары контрабандным путем и имели незаконную преимущество на рынке.

Теперь необходимо, чтобы другие крупные импортеры восприняли жесткую позицию Гостаможслужбы.

Достоверно декларируя товары и оплачивая платежи в полном объеме, импортер может спланировать свою прибыль, заложить умеренную, но стабильную рентабельность.

Работа импортера будет планомерной, будет стабильный заработок, раньше было так: сегодня рентабельность 700 процентов, завтра вообще могут быть убытки, потому контрабандный товар задержали правоохранители.

В крупных европейских импортеров отдельных видов товаров (в частности работающих с азиатскими рынками) рентабельность может достигать 100 - 150%, однако это не норма, а скорее исключение. Крупные немецкие концерны имели до кризисный уровень рентабельности на уровне - 6%.

Импортер теперь не должен увлекаться, что другие предприниматели найдут способ незаконно ввезти подобные товары без уплаты в бюджет и обваливать цены на внутреннем рынке.

Поэтому, все стоны исходят из уст так называемых «серых» и «черных» импортеров, которые не привыкли платить в бюджет. Мы фундаментально пересмотрели свои отношения с бизнесом. Строим их на основе уважения, доверия и взаимной ответственности.

Формы сотрудничества Гостаможслужбы с бизнесом разноплановые.
  1. Активизация и налаживания плодотворной работы Общественного совета при Гостаможслужбе.
  2. Системное проведение рабочих встреч
Гостаможслужбой за последнее время проведено более 20 рабочих встреч с представителями бизнеса, в том числе с Евро-ассоциацией; Американской торговой палатой; Ассоциацией «Металлургпром»; Ассоциацией производителей ферросплавов; Ассоциацией производителей мебели; Ассоциацией «Укрпапір»; Ассоциацией предприятий и импортеров бытовой техники Всеукраинской ассоциацией импортеров автомобилей; Ассоциацией импортеров фруктов; представителями известных мировых производителей бытовой техники и электроники: Самсунг, Филипс, Сони-Эрикссон; представителями официальных дилеров всемирно известных марок автомобильных шин; представителями производителей товаров легкой промышленности.

3) Активизация проведения пресс-конференций, брифингов и аналогичных мероприятий информационного характера.

4) Подписание соглашений относительно обмена информацией по формированию действительного уровня таможенной стоимости товаров.

За последнее время подписаны соглашения об информационном сотрудничестве по вопросам таможенной стоимости с: Ассоциацией предприятий и импортеров бытовой техники, Ассоциацией «Укрпапір», Представительством фирмы «Гудиера-Данлоп тайерс.

Мы хотим показать, что все, кто осуществляет таможенное оформление в соответствии с требованиями законодательства, не будет испытывать никаких препятствий.

Вынужден разочаровать всех, кто ожидает возвращения к старым серых или черных схем - возврата не будет!

Государство в лице таможенной службы сегодня имеет задача - добиться уважения импортера и поставить всех в равные, справедливые условия.

Мы не строим никаких монополий!

Есть единая монополия - монополия государства на получение платежей в бюджет в полном объеме! Конечно, это процесс не одного дня, но мы стали на этот путь и движемся дальше. Мы стремимся построить новую для Украины, но не новую для Европы и мира, модель таможни.

Усиление роли таможенной службы как регулятора внешней торговли и внутриэкономических процессов должно повлечь экономический рост и развитие, стабильность и безопасность, повышение уровня жизни населения и усиления национальной конкурентоспособности.

В результате мы должны получить стабильную и защищенную экономику государства, способного противостоять любым угрозам, которая является залогом процветания общества »
    Автор:  Пресс-служба Гостаможслужбы
    Источник:  http://security.ua

Вернуться в раздел

Материалы по теме:


Комментарии:

Вход по email
Забыли пароль?
Восстановление пароля
Вы не робот?
поменять
картинку
Введите свой адрес электронной почты или номер телефона, указанный при регистрации. Затем нажмите кнопку "Восстановить".
отмена
Подтверждение номера телефона
Мы отправили на ваш номер телефона СМС с кодом подтверждения. Пожалуйста, введите данный код в поле ниже и нажмите кнопку «Подтвердить»
Восстановление пароля
На ваш адрес электронной почты мы выслали код подтверждения, введите этот код в поле ниже, введите новый пароль, его подтверждение и нажмите кнопку «Установить пароль». Код подтверждения действителен в течение 10 мин.
На ваш номер телефона мы отправили SMS с кодом подтверждения, введите этот код в поле ниже, введите новый пароль, его подтверждение и нажмите кнопку «Установить пароль». Код подтверждения действителен в течение 10 мин.
отмена
Регистрация успешно завершена!

Данная страница будет
обновлена через 2 сек.

обновить страницу

Авторизация прошла успешно!

Данная страница будет
обновлена через 2 сек.

обновить страницу

Пароль успешно изменен!

Данная страница будет
обновлена через 2 сек.

обновить страницу

Неизвестная ошибка!

Произошла неизвестная ошибка.
Обновите страницу и попробуйте заново!

обновить страницу

Авторизация/вход